10.03.2023
В 70% случаев внедрение CRM-системы заканчивается неудачей. Причина — желание сэкономить. Компании при выборе опираются на цену, а не на потребности бизнеса. Результат — ненужный функционал и минимальная полезность. Решением станет разработка CRM с нуля. Если это дорого, то используйте гайд, как руководство по выбору оптимальной системы под свой бизнес.
Тип
СРМ-системы разделяют на основе различных критериев. Наиболее важные с точки зрения внедрении в конкретный бизнес — функции. Выделяют:
- операционные с инструментами для оптимизации и автоматизации процесса продаж;
- аналитические с мощной системой анализа данных из используемых каналов взаимодействия с клиентами;
- стратегические для повышения качества и результативности процессов внутри компании.
На основе перечисленных создаются комбинированные CRM-системы с ограниченным функционалом под конкретные виды задач.
Функции
СРМ-система должна обладать обязательными функциями. В их числе:
- управление контактами;
- отслеживание взаимодействия с клиентами;
- планирование;
- автоматизированный процесс продаж;
- аналитика по различным критериям.
Количество и перечень варьируются в зависимости от конкретной компании, которая ищет решение. Чем крупнее бизнес, тем больше и сложнее требуется функционал.
Расчет бюджета
Стоимость складывается из ряда факторов:
- количество функции;
- число типов доступа;
- виды поддерживаемых платформ;
- способ внесения информации;
- система напоминаний/оповещений (планинги);
- инструменты для автоматизации воронки продаж;
- отчеты/аналитика;
- интеграция с другими сервисами.
Бюджет прямо пропорционален количеству функций, их сложности и затрачиваемому на разработку времени. Точная стоимость зависит уже от выбранного подрядчика.
Поиск подрядчика
- Аутсорсинг. Найм компании для разработки, внедрения и обучения сотрудников с последующей технической поддержкой продукта.
- Собственные ресурсы. Если в организации есть штат программистов с необходимым опытом, то привлекают их. Из плюсов — полный контроль разработки.
Обучение сотрудников
Внедрение готовой СРМ-системы предполагает обучение сотрудников тому, как пользоваться продуктом. Процесс начинают заранее, чтобы персонал изучил базовые принципы. Организуется чаще в двух форматах:
- выделяют группу, которая будет заниматься продуктом и составить внутренние инструкции;
- разработчики пишут «инструкцию», готовят обучающие материалы и проводят обучение.
Доработка
Даже самые талантливые программисты не могут выпустить на 100% работоспособный продукт. Окончательные баги проявятся в процессе эксплуатации, и это нормально. Способы их устранения также прописываются в договоре или ищутся другие удобные решения.
При разработке или выборе СРМ-системы важно учитывать техническое оснащение компании. В последнее время популярностью пользуются мобильные варианты CRM, так как позволяют решать задачи максимально оперативно. Получается, что лучшей СРМ не существует. Для каждой компании будет свой «оптимальный вариант», а для ряда сфер подойдет исключительно кастомизированное решение, созданное с нуля.
